Главная Новости

Рисование теней

Опубликовано: 30.09.2018

видео Рисование теней

Как нарисовать объем! Основы светотени в рисунке карандашом.

Обсуждение вопроса о рисовании теней выходит за рамки «проблемы изображения с натуры», но для полноты изложения сюда включены некоторые элементарные понятия об этом.



Рисование теней грибов

Под интенсивностью тени мы подразумеваем степень затемненности предмета. Оттенки оказывают решающее влияние на развитие представления о пространственности тел. Различают тени собственные и падающие. Собственные тени мы наблюдаем на телах, под падающими подразумеваем тени, которые бросает источник света на места, куда лучи света вовсе не могут проникнуть или проникают лишь частично, так как им мешает тело. Иногда тень падает на край тела. Иногда части тела могут бросать тени на само тело. Тени различной степени затемненности нужно внимательно наблюдать и сравнивать, избрав одну площадь тела основной и сравнивая с ней степень затемненности крайних площадей. Тень мы наблюдаем, сильно прищурившись. Чем сильнее мы прищуримся, тем выразительнее выступят оттенки и пространственность тел.


Основы СВЕТОТЕНИ в Рисунке Карандашом / Учимся РИСОВАТЬ карандашом

Рисунок 1 — Рисование тени карандашом.

Недостатком школьных рисунков обычно бывает то, что они неточно отражают интенсивность затемненности падающих теней. На определении интенсивности теней можно упражнять изобразительное чувство учеников. Давайте проведем небольшой урок рисования тени .


✓Классическая штриховка. СЕКРЕТЫ ШТРИХОВКИ карандашом. Урок рисования

Рисование теней простым карандашом

На рис. 1А изображен античный дорический столб из белого мрамора, освещенный с левой стороны. Фоном его будет частично светлое небо, частично темная поверхность. Собственная тень будет на правой стороне столба. Самая темная тень окажется на краю, если фоном будет светлая площадь неба. Если за столбом находятся более темные поверхности, то на краю его появится отраженный свет, или световые рефлексы. Самая темная собственная тень в этом случае окажется левее от рефлексов, в интенсивность которых она будет постепенно переходить.

Подобное явление наблюдается, как видно на рис. 1В, на круглых естественных предметах. Падающую тень круглого тела мы будем видеть эллипсовидной (рис. 3В). В связи с тем, что в классах больше окон, через которые проникает свет, за телом появляется больше эллипсовидных теней. Когда их прикрывают, возникает более темная теневая площадь. Наиболее темной падающая тень будет там, где прикрыты все эллипсы.

Менее интенсивной будет тень там, где прикрывают тени двух эллипсов. Неприкрытые тени при освещении постоянной интенсивности будут наименее темными. Падающая тень дает на краю круглого стола отраженный свет, или рефлекс.

На примере ребристых тел, пользуясь искусственным светом, преподаватель объясняет ученикам принцип построения падающих теней .

Рисунок 2 — Принцип построения падающих теней.

Рисунки следует выполнять теоретически. На рис. 2А освещен боковой стержень, падающую тень от которого мы должны наблюдать и изобразить. Падающая тень отходит от самой низкой точки стержня, и, так как осветительный прибор помещен на плоскости фасадной прямой, проходящей через самую нижнюю точку стержня, направление падающей тени на горизонтальной поверхности будет изображено горизонтально.

Если бы осветительный прибор находился ближе к нам, направление падающей тени на рисунке отклонялось бы немного вверх. Если бы осветительный прибор был отодвинут несколько за фасадную плоскость (рис. 4А), тень отклонилась бы несколько вниз. Длина тени зависит от высоты осветительного прибора: если мы ведем касательную осветительным прибором к самой высшей точке стержня, световой луч в воздухе определяет длину падающей тени на поверхности. Падающая тень вершины В будет в конечной точке падающей тени стержня, в В’. Падающая тень точки А, точка А’, будет идентична с точкой А.

В связи с тем, что при рисовании падающей тени с натуры мы предполагаем естественный осветительный прибор – солнце, от которого лучи расходятся центрально, во все стороны, мы должны были бы изображать тени по принципам центрального освещения. Но солнечные лучи излучаются на таком расстоянии, что в пучке они почти параллельны. Поэтому для упрощения при конструированных падающих тенях мы принимаем во внимание направление параллельных лучей.

Для изображения направления падающих теней необходимы два элемента: направление падающей тени (на поверхность) и направление светового луча (в воздухе). Слова «в воздухе» и «на поверхность» мы применяем в школьном обучении для более наглядного объяснения понятий.

Падающая тень стены (рис. 3А). Речь идет о падающих тенях двух стержней, вершины которых соединяем. Будет ли стена освещена или будет она в тени, определяем ее форму по направлению падающих теней. Сторона поверхности, на которую падает это направление, будет освещена, обратная – затемнена.

Рисунок 3 — Рисование тени стены.

Рисование падающей тени ребристого тела

Строим падающие тени трех вертикальных ребер (рис. 3В). Подвинув направление падающей тени по поверхности к основанию тела, увидим, какие ребра образуют предел собственной тени. Прежде всего направление падающей тени натолкнется на точку А основания, затем на С, а потом на Е. Ребро в точке А будет передним пределом, ребро в точке Е – задним пределом собственной тени. Увидев, благодаря перемещению направления падающей тени на поверхности, что ребра АG к освещены, мы ставим перед собой задачу изображения падающих теней ребер АВ, СD и ЕF. Падающие тени их вершин мы соединим и ограничим предел падающей тени.

Рисование падающей тени цилиндра

Для того чтобы установить поверхностные прямые, обозначающие предел собственной тени, мы снова подвинем направление падающей тени на поверхности к основанию цилиндра. Из первой точки соприкосновения A и из последней точки Z будут выходить пределы теней – собственной и падающей. Дуга падающей тени будет исходить из падающей тени вершины В и Y. Если бы восстановить поверхностные вертикальные абсциссы на дуге эллипса между точками А и Z и построить их падающие тени (падающие тени их вершин между В и Y), то они ограничили бы кривую часть эллипса на поверхности. Падающая тень вершины В будет в В’, точки Y – в Y’.

Рисунок 4 — Рисуем падающую тень цилиндра и круглого тела.

Куда падает падающая тень цилиндра, установим с помощью касательной, построенной к верхнему основанию, к верхнему эллипсу. Она будет параллельна направлению светового луча в воздухе.

Рисование падающей тени шара

К шару проводим касательные, параллельные направлению светового луча в воздухе. Соединение касательных является большой осью эллипса собственной тени. Продолженное направление касательных ограничит длину эллипса на поверхности.

Падающая тень конуса. Строим падающую тень высоты конуса. Можете ознакомится с тем, как рисовать конус в статье 7 способов перспективного рисования . От точки А ведем линию, параллельную направлению падающей тени на поверхности, из вершины V – прямую линию, параллельную направлению светового луча. От падающей тени вершины, из V’, проводим касательные к основанию. Из точек соприкосновения строим поверхностные прямые к вершине V, образующие предел собственной тени на конусе.

Рисуем тень от конуса и пирамиды

Нужно обратить внимание учеников на то, что у тел формы конуса и пирамиды падающие тени ни в коем случае не бывают на поверхности прямыми.

Рисунок 5 — Рисование падающей тени конуса и пирамиды.

Падающая тень пирамиды строится подобным же образом. Прежде всего, строим падающую тень высоты пирамиды. От падающей тени вершины рисуем касательные к основанию. Они образуют предел падающей тени на горизонтальной площади. Ребра тела, выходящие из точек соприкосновения основания, образуют предел собственной тени пирамиды.

Усеченная пирамида и конус . Прежде всего, строим падающую тень целого конуса и пирамиды без усечения, потом собственную и падающую тень внутреннего цилиндра или призмы. Последовательность работы описана выше.

Ломаные тени . Ломаные тени, попадающие на вертикальную наклонную и цилиндрическую поверхность, изображены на рис. 6А, В, С.

Рисунок 6 — Рисуем ломанные тени конуса и усеченного конуса

Падающие тени, наблюдаемые на телах. На телах, которые изображаем с натуры, мы не конструируем ни падающих, ни собственных теней. Мы изображаем оттенки теней и рефлексов такими, какими они нам кажутся, когда мы опять прищуриваем глаза. Мы тщательно определяем оттенки краев соседних тел, сравниваем, где тень темнее, где она наиболее темная.

Степень затемненности тени сравниваем с одной основной поверхностью.

rss