Лыжи

Опубликовано: 15.10.2018

Лы́жи  — приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные (150—220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

Материалы и технологии.

Лыжная мазь "Висти" советского производства в фирменной упаковке с инструкцией по применению

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX—XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж — не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным — индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази.

Горные лыжи.

Горные лыжи — особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.  

Классификация горных лыж.

Среди огромного многообразия горных лыж можно выделить несколько категорий:

Racing – соревнования на специально подготовленной и размеченной трассе- такие лыжи отличает высокая жесткость для обеспечения надежности на высоких скоростях и при больших нагрузках. Рейсинговые лыжи используются спортсменами на жестких спортивных трассах. Спортивные лыжи разделяются на лыжи для слалома, слалома-гиганта, ски-кросса, супер-гиганта, скоростного спуска, фристайла.

Слалом (SL). Слаломные лыжи - лыжи, с боковым вырезом небольшого радиуса (11 - 13м), с большим контрастом ширины носка и ширины талии. Слаломные лыжи для соревнований мужчин, согласно правилам FIS (Международной Федерацией Лыж) должны быть длиной 165 см, для женщин - 155 см. В слаломе вешки стоят близко и часто и надо делать короткие и частые повороты.

Слалом-гигант (GS). Спортивные лыжи для слалома-гиганта или для ски-кросса - жесткие лыжи, с боковым вырезом 21 м (любительские старты) и 27 м (старты уровня FIS). Длина лыж также должна соответствовать правилам FIS. Слаломная лыжа имеет характерную геометрию у которой широкая пятка и носок и узкая талия, лыжа для гиганта более прямая, то есть такой как у слаломной лыжи разницы между носком и талией у нее нет. Следовательно, слаломная лыжа за счет такой геометрии имеет меньший радиус поворота и значит более маневренная. Лыжа для гиганта имеет больший радиус поворота. В гиганте ворота стоят реже и дальше и надо делать повороты большие и реже.

Супер-гигант (SG). Лыжи еще более длинные, жесткие и с меньшим радиусом выреза, чем для GS.

Скоростной спуск (DH). Лыжи для скоростного спуска - Лыж для скоростного спуска в каталогах и магазинах вы не найдете вообще – они предназначены для ограниченного круга профессионалов и не представляют интереса для 99,999% горнолыжников.

Carving - Карвинговые лыжи  - тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (front side). Такие лыжи повторяют геометрию "racing" лыж, однако более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жесткие торсионно, не такие «строгие» (т.е. не прощающие ошибки), как чисто спортивные. Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно, ширина талии (средняя часть лыжи) карвинговой лыжи находится в пределах 63 - 75 мм. Карвинговые лыжи имеют большой контраст между шириной носка лыжи, шириной талии лыжи и шириной задней части лыжи - радиус бокового выреза лыжи от 10 до 19 метров. Такая геометрия карвинговой лыжи обеспечивает ей легкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон "на кантах", без проскальзывания лыжи вбок. При катании на карвинговых лыжах, горнолыжник загружает равномерно обе лыжи (в отличие от классической техники, с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, ногу). Карвинговые лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жестком (леденистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу. Карвинговые лыжи выбирают примерно на 0 - 20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для катания в горах большими дугами на просторных склонах и устойчивости на больших скоростях выбираются лыжи подлиннее и с большим радиусом выреза, на небольших склонах и частых поворотов - лыжи покороче и с меньшим радиусом выреза.

Фан-карвинг (Радикальный карвинг)  - подвид карвинговых горных лыж. Горные лыжи имеющие особенно большой контраст ширины носка и ширины талии лыжи. При катании на таких лыжах, горнолыжник в повороте почти ложится на склон, часто - касается склона рукой. В повороте лыжник больше нагружает внутреннюю к повороту ногу. В настоящее время такой подвид катания и, соответственно, лыжи, почти не встречается в местах массового катания, поскольку небезопасен и для окружающих, и для самого фан-карвера.

All-mountain/All-terrain/Allround - Универсальные горные лыжи , "многогранная посредственность" - они относительно прилично себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, при желании на них можно даже попробовать пройти по трассе, без особых проблем можно кататься и по целине, и по буграм. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям. Такие лыжи обеспечивают возможность и карвингового катания по подготовленным склонам и выходов вне трассы, на целину, надувы, бугры. Ширина талии универсальных лыж, обычно, в пределах от 75 до 90 мм. Длина универсальных лыж берется в рост горнолыжника или на 10 см короче.

Big-mountain/Backcountry/Freeskiing/Fat/Фрирайд (Freeride)  - лыжи для фрирайда. Появление их примерно в 1998-ом[3] году явилось не меньшей (если не большей) революцией, чем "карвинговая революция" несколькими годами раньше. Фрирайдовые лыжи хорошо работают в рыхлом снегу, устойчивы при различных состояниях снега на склоне. Предназначены для внетрассового катания в горах. Наиболее широкие модели, предназначенные для катания по целине, имеют ширину средней части (талии) более 100 мм, выпускаются модели с шириной талии до 175 мм. Радиус бокового выреза райдовой лыжи может быть от 17 до 50 метров. Райдовые лыжи выбирают длиной +5...15 см к росту. Фрирайдовые лыжи требуют экспертного уровня подготовки горнолыжника. Широкие фрирайдовые лыжи (с талией 100 - 125 и более мм) предназначены для катания по глубокому снегу, целине. Такие фрирайдовые лыжи (Powder) выбираются длиной в рост горнолыжника и длиннее.

Freestyle - Лыжи для фристайла - лыжи акробатических упражнений в специально подготовленных лыжных парках, предполагают прыжки с трамплинов, акробатику в пайпе, могульную трассу (специально подготовленные бугры). Фристайловые лыжи твин-типы имеют высоко загнутые, скругленные задники, обеспечивающие после прыжка приземление спиной вперед. Фристайловые лыжи, обычно, вполне универсальны для любительского катания на любых склонах классической техникой, однако практически непригодны для карвинга в связи с особенностями конструкции.

Aerials  - лыжи для воздушной акробатики.

Moguls  - лыжи для могула.

P&P (Park & Pipe) – название иногда используется для фристайла новой школы. Многие модели этого типа практически не отличаются от тех, что предназначены производителем для фрирайда: те же двойные носки (twin tips), широкая платформа – просто типичные mid fat лыжи!

Snow blades/Big foot - лыжи суперкороткие, стандартом считается длина этих мини-лыж в 99 см.

Скиборды  — короткие карвинговые лыжи

Лыжи для скитура - о блегченные лыжи для бэккантри, как правило, также по своей конструкции являющиеся твинтипами

Лыжи для телемаркинга, у креплений которых не закреплена пятка (крепления с незакреплённой пяткой применяются также в прыжках с трамплином и скитуре).

Классы.

Кроме того лыжи можно разделить на следующие классы (деление условное)

Класс A - гоночные (racing) модели для Кубка Мира или. Вертикальная боковая стенка и сэндвич – конструкция, которая не сильно изменилась со времен Жана Клода Килли (материалы, безусловно, совершенно другие). Лыжи эти нетерпимы к ошибкам, требуют силы, выносливости и хорошо поставленной техники.

Классы B, C - массовые модели для массового потребителя

Класс D - Наиболее массовые лыжи, проще и дешевле, предназначены для катания по простым, ухоженным склонам на умеренных скоростях.

Характеристики лыж.

Гашение вибраций (виброгашение) - При катании лыжа испытывает микроудары и начинает мелко вибрировать. В момент таких вибраций теряется контакт, а значит, уменьшается управляемость лыжи. От качества виброгашения лыжи зависит её поведение на средних и высоких скоростях: чем лучше поглощается вибрация, тем лучше и точнее идет лыжа по дуге, тем лучше держит на жестком, леденистом склоне (кант по всей длине врезается в лед), тем лучше стабильнее ведет себя лыжа на больших скоростях. Вопросу виброгашения уделяется внимание во всех спортивных и экспертных лыжах. Наибольшие вибрации будут в дешевых лыжах для начинающих.

Узкая лыжа - предпочтительна на жестких, леденистых склонах, она более "живая" и поворотливая, так как меньше необходимое усилие для перекантовки; более легкая; легче идет по неровной, бугристой трассе.

Широкая лыжа - предпочтительна для глубокого снега и целины, не "тонет"; более устойчива и стабильна на направлении.

Носок лыжи - чем шире носок, тем легче лыжник выполняет поворот. Горные лыжи с широким носком используются для карвинга. Чем выше загнут носок лыжи, тем лучше лыжа подходит для внетрассового катания. Лыжи с плоским носком предназначены для карвинга на подготовленных склонах, для слалома на спортивной трассе.

Талия лыжи - лыжи с широкой талией лучше подходят для внетрассового катания, лучше управляемость лыжи на различной снеговой поверхности, легче лыжа всплывает в глубоком снегу. Чем уже талия лыжи - тем легче лыжа поворачивает.

Ширина пятки - чем шире пятка, тем глубже получается дуга в конце поворота. Горные лыжи с широкой пяткой используются для карвинга.

Радиус поворота лыжи(R) или Боковой вырез лыжи - обозначайтся буквой R или просто числом в диапазоне от 8 до 40. Радиус поворота лыжи это минимальный радиус в метрах на который лыжа может повернуть при правильной ее закантовке и изгибе. Например, если на лыже написано R=22, на практике на лыже радиуса 22 метра вы дадите дугу с радиусом метров этак 25-26. И тогда траектория потребует ширины склона 26+26=52 метра.Радиус лыжи стоит выбирать по двум принципам. Под склоны на которых вы будете кататься и под технику вашего катания.На лыжах с маленьким радиусом надо постоянно перекантовывать лыжу или вы сразу поедете на верх по склону. Это тяжело и надоедает. Лыжи большого радиуса позволяют ехать почти по прямой на большой скорости и перекантовываться редко, но резко падает маневренность вашего движения. Но надо помнить, что в рыхлом снегу радиусы не работают. В пухляке работает совершенно другая техника и лыжа по радиусу там не гнется. Как правило все лыжи маленького радиуса короткие и их проще возить и хранить. На фрирайдовых лыжах делается неглубокий вырез большого радиуса.

Длинные лыжи - устойчивее, стабильнее на скорости и легче едут по целине. Они подходят для "больших гор" и длинных, широких трасс.

Короткие лыжи - более верткие, легче поворачивают на склоне, легче идут по жестким, леденистым склонам, легче идут по неровной, бугристой трассе. Короткие лыжи подходят для катания на коротких подготовленных склонах, ведь они дают возможность сделать больше поворотов.

Жёсткость .

Для удобства выбора существует градация на мягкие (soft), средние (medium) и жесткие (hard).

Мягкие лыжи - лучше для начинающих. Они начинают правильно "работать" (прогибаться) на меньших скоростях, лучше амортизируют крупные неровности рельефа и прощают ошибки техники. Мягкие лыжи лучше идут по пухлому снегу, по целине. Мягкие лыжи - кроме того, что это модели лыж для начинающих, это еще и модели лыж для фрирайда по целине.

Жёсткие лыжи - предназначены для карвинга по подготовленным склонам и для спорта. Они более четко ведут дугу, лучше держат на жестких и ледяных склонах - лыжи идут "как по рельсам". Их труднее ввести в поворот, но в конце поворота они отдают свою энергию - "выстреливает". Надо помнить, что жесткие лыжи требует большей физической и технической подготовки горнолыжника.

Торсионная жесткость - характеристика, сопротивляющаяся силам, стремящимся закрутить лыжу в процессе катания. Чем лучше этот показатель, тем лучше лыжа держит на жестком склоне. Следует учесть, что чем высокотехнологичнее модель, тем лучшими характеристиками она обладает.

Продольная жесткость - жесткость на прогиб. Её можно сравнить руками, попробовав прогнуть центральную часть лыжи. Чем более легкий вес лыжника, тем более мягкая модель подойдет. Но стоит помнить, что при правильной загрузке, лыжи с жесткой центральной частью отличает более надежное сцепление на жестком склоне.

Распределение жесткости по лыже у разных моделей неоднородно. Как правило, пятка лыжи несколько мягче носка. Иногда лыжа имеет жесткую центральную часть, легко сгибаясь на концах. Чем более равномерно распределена жесткость, тем более сильно в процессе катания будет влиять на лыжу геометрия бокового среза. Но чем более сложный профиль жесткости, тем более важно соблюдение лыжником центральной стойки, что не всегда просто для новичка. А если решили прыгать, то следует выбирать модель с мягким носком и пяткой для мягкого приземления.

Конструкция лыж.

"Сэндвич" - лыжа состоит из нескольких слоев материалов, соединенных в лыже подобно бутерброду. Все они "работают". Жесткость, обычно, обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жестких материалов.

"Кэп" - роль основного, конструктивного "несущего слоя" выполняет верхний жесткий слой, к которому снизу "приделываются" остальные слои.

"Короб" (Монокок) - более новый тип конструкции лыж, который конкурирует с традиционными "сэндвичами" и "кэпами". В данной конструкции середина лыжи находится находится в "обертке" из синтетических материалов или в металлической оплетке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жесткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жесткостью устоичивее в повороте, мягко идет по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.

Крепления.

К ботинкам лыжи крепятся креплениями.

У креплений есть две настройки: Сила отстрела и зазор фиксирующих губок.

Сила отстрела - то предельное усилие на креплении, при превышении которого крепление отпускает ботинок. Для настройки этого усилия и есть шкалы на передней и задней части креплений. Они размечены цифрами. Каждая цифра на шкале это 10 килограммов. Как правило, крепление настраивают так, чтобы усилие было меньше массы лыжника на 15-18%. Для носка и пятки настройки усилия раздельны (не для всех конструкций). На начальном этапе катания настраивайте одинаково, пока у вас не появится собственного понимания настроек и не сформируется ваша техника. Надо понимать, что настраивать силу "отстрела" нужно не столько по весу тела, сколько по жесткости мышц и связок ног. Именно их и защищает отстрел креплений. А они не всегда пропорциональны весу тела. И если вы новичок, то не торопитесь закручивать большое усилие ссылаясь на большой вес - ноги могут вас не понять и не простить...

Зазор фиксирующих губок - есть не на всех креплениях, а только на креплениях серьезного уровня. Данная настройка нужна для того, чтобы при стачивании ботинка для выравнивания положения ног регулировать фиксацию уменьшенной колодки в креплениях.

Советы по выбору лыж.

Лыжи могут отличаться по их механическим характеристикам: длине (ростовке) лыж, ширине, геометрии лыж, жесткости на прогиб и на скручивание вдоль продольной оси (торсионная жесткость), способности поглощать вибрации и т.п.

Бывает, что начинающий райдер считает, что на начальном этапе ему достаточно дешевых лыж. Однако зачастую начинающие райдеры осваивают технику достаточно для перехода на хорошие лыжи за месяц. Таким образом, начиная с хорошего, вы гарантируете себе то, что не случится ситуации, при которой вы "упретесь" в возможности лыж.

Один из способов выбора ростовки лыж - стоящие на полу лыжи должны доставать вам примерно до носа. Если ваш вес ниже нормы, лыжи должны быть чуть короче. Выше нормы - нужно взять лыжи чуть жестче - для катающихся, но все равно не выше лба.

Есть и другой способ - выбирать длину лыж по весу.

Вес, кг

47

48 - 52

53 - 58

59 - 65

66 - 73

74 - 82

> 83

Ростовка

145

150

155

160

165

170

175

Однако в спортивной дисциплине в горных лыжах - слаломе, все горнолыжники мужского пола едут на лыжах длиной 165 см. Потому что федерация горнолыжного спорта не дает использовать лыжи короче 165 см.

Таким образом выбирать лыжи надо основываясь не на биометрических особенностях лыжника (рост, вес. возраст), а основываясь на предпочтениях в катании.

Хотите ездить медленно и короткими поворотами - короткие лыжи 155-165 см и с радиусом поворота 11-14 метров.

Хотите ездить быстро и делать плавные скоростные повороты большого радиуса - длинный лыжи 170-185 с радиусом 16-22 метра.

И ни масса ни рост не влияют на выбор горных лыж.

Ни одна из ведущих компаний по производству лыж не имеет ярко выраженного преимущества.

Виды склонов.

Выбирая лыжи надо учитывать виды склонов, по которым вам предстоит кататься.

1 Подготовленные склончики с перепадом высот 80-100 метров и длиной 500-1000 метров. Данные склоны характерны тем, что они очень жесткие и узкие и на них много народу. Для таких горок нужны лыжи, которые позволят лыжнику получить удовольствие на крошечной длине склона и не врезаться, поэтому лыжи должны быть жёсткие, короткие и с малым радиусом.

2 Средние горы. Речь идет о том, что называют горами в Скандинавии. А, как правило, это не горы, а одиночно стоящие пупыри. Мягкого снега на них не бывает.Следовательно, надо брать лыжи которые дадут большую стабильность и скорость. Значит, опять же берем жесткие лыжи, но с большим радиусом и большей длиной. Это спортивные или верхние лыжи для гиганта. Длина для мужчин 165-185, для женщин 150-180. Радиус от 18 до 24-26 метров. Геометрия лыж опять же мало влияет на что-либо.

3. Нормальные горы. Такие горы характеризуются большим количеством снега, плохой подготовкой склонов, но большой их длиной и шириной. Значит, лыжи не надо брать стабильные, дабы они не "долбили" вам в ноги на кочках. Надо брать мягкие лыжи с большой площадью скользящей поверхности. Радиус стоит выбирать по своему усмотрению. Хотите кататься быстро - берите от 20 метров. Хотите медленно и маневрено - берите до 20 метров. Хотите фрирайдить - вообще все равно на радиус.

Советы по выбору подержанных лыж.

Лыжа не должна иметь следов склеивания. (внимательно осмотрите лыжу сбоку)

Канты должны быть квадратными, а если имеется щель между кантом и лыжей, то проверьте чтобы она была одинакова по всей длине лыжи.

Скользящая поверхность должна быть ровной или чуть выпуклой, если смотреть поперек движению лыжи. Если она вогнута или сильно выпукла, вероятно лыжу точили, а это плохо. Лучше проверить скользячку линейкой.

Канавка на скользячке - признак очень и очень пожилых лыж - на современных моделях ее не делают

Лыжи, приставленные друг к другу скользящими поверхностями, должны образовать симметричную фигуру.

Посмотрите вдоль скользящей поверхности, чтобы понять, не повело ли лыжу винтом.

Сложите лыжи друг к другу скользящими поверхностями и внимательно посмотрите на место контакта. При медленном сдавливании точка контакта почти не должна перемещаться ближе к середине лыж. Если такое перемещение хорошо заметно - носки лыж "устали" и не работают, как должны.

Помните, что покупатель по разным причинам бывает так зачарован товаром, что не видит очевидного, поэтому возьмите с собой хоть кого-нибудь.  

Беговые лыжи.

Беговые лыжи - это приспособления для передвижения по заснеженной местности. Представляют собой две конструкции (как правило, пластиковые или деревянные) с загнутыми носками. Делятся на два больших класса: пластиковые лыжи и деревянные лыжи. Пластиковые лыжи, в свою очередь, делятся тоже на два больших подкласса:лыжи с насечкой и лыжи с гладкой колодкой (то есть гладкой средней частью лыжи). Лыжи с гладкой колодкой, в свою очередь, делятся ещё на два подкласса: предназначенные для классического стиля передвижения (когда лыжи двигаются параллельно одна другой в лыжне) и для конькового стиля, когда лыжник двигается по широкой снежной дороге, и его движения похожи на движения конькобежца.

  Деревянные лыжи.

Во всём мире такие лыжи практически перестали производить, однако в России деревянные лыжи всё ещё пользуются высоким спросом. Главным образом, конечно, из-за цены – деревянные лыжи, как правило, дешевле даже самых недорогих пластиковых лыж.

Деревянные лыжи смазывают лыжной мазью целиком, однако при этом обычно на концы лыж (носок и пятку) кладут более холодную мазь, а на колодку (среднюю часть лыжи, расположенную в районе лыжного крепления) – более тёплую, чтобы лыжей можно было толкнуться.

Деревянные лыжи постепенно уходят из нашей жизни, но в России, видимо, какое-то количество лет, а может быть, и десятилетий, они будут и производиться, и покупаться, постепенно всё же уступая своё место пластиковым лыжам.

Пластиковые лыжи с насечкой.

Представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Являются очень хорошим инструментом фитнеса. Колоссальным преимуществом лыж с насечкой является то обстоятельство, что эти лыжи не надо смазывать – согласитесь, это дорогого стоит. Недостатком является тот факт, что на жёсткой, леденистой лыжне такие лыжи будут держать не очень хорошо, будут слегка отдавать, как говорят лыжники - то есть проскальзывать назад. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. Достаточно сказать, что приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах – это лыжи с насечкой.

Пластиковые лыжи с гладкой колодкой (средней частью), предназначенные для классического стиля передвижения.

Такие лыжи имеют в средней части лыжи (то есть под колодкой) гладкую поверхность, и для того, чтобы на таких лыжах можно было передвигаться, их смазывают в средней части лыжной мазью, которая при толчке не даёт лыжам проскальзывать назад. Существует огромное количество способов и вариантов смазки лыж в зависимости от погоды и амбиций лыжника, однако существует и несколько простейших способов смазки, ориентированных на начинающих лыжников. Как правило, начинающему лыжнику вполне достаточно иметь простейший набор из трёх банок лыжной мази, пластикового скребка и пробки-растирки.

Пластиковые лыжи с гладкой колодкой (средней частью), предназначенные для конькового стиля передвижения.

Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения – он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15 – 20 см.

О ценах на беговые лыжи.

Хорошие пластиковые беговые лыжи стоят, как правило, от 100 до 500 долларов за пару. Под словом «хорошие» имеется с виду качественный продукт – лыжи не «лохматые», с достаточно хорошо обработанной скользящей поверхностью, лыжи, которые не расклеятся у вас после нескольких дней катания, лыжи, которые выдержат как минимум несколько сезонов.

Чем же отличаются лыжи за 100 долларов от лыж за 500 долларов? В первую очередь - материалами. Если вам не нужно соревноваться на лыжне с соперниками, если ваша цель – прогулки по зимнему лесу, вам совершенно нет необходимости покупать лыжи за 500 долларов, которые покупают элитные спортсмены для участия в соревнованиях. Помните, что «прочные» лыжи и «дорогие» лыжи – далеко не слова синонимы. Если вам нужно купить лыжи ребенку для уроков физкультуры, вполне сгодятся пластиковые лыжи от любого из ведущих мировых производителей самой низшей ценовой категории.

Однако следует помнить, что в более дорогих моделях лыж используется более скользкий, более качественный пластик. Поэтому, если вы располагаете достаточными средствами, попросите в магазине продавца показать вам вторую или третью сверху модель. Купив такие лыжи, вы получите самый современный скользящий пластик, очень прочную конструкцию лыжи (правда, за счёт этого такие лыжи будут чуть тяжелее топовой модели), однако сэкономите по сравнению с топовой моделью 150 – 200 долларов.

И, наконец, если вы нацелились на топовые лыжи, то, скорее всего, вы уже кое-что понимаете в этом предмете. Помните лишь, что топовые лыжи подарят вам самое большое удовольствие от катания по лыжне, но за любое удовольствие нужно платить – и в прямом, и в переносном смысле. Топовые лыжи и стоят дороже всех остальных моделей, и «садятся» (то есть утрачивают свои пружинящие свойства) быстрее более дешёвых, но при этом более прочных моделей. Это, знаете, как с автомобилями - автомобиль с обычным атмосферным двигателем и стоит при покупке дешевле, и прослужит дольше по сравнению со своим турбированным собратом. Зато автомобиль с турбонаддувом, хоть и стоит дороже, и прослужит меньше, способен подарить водителю совершенно фантастические ощущения за рулём. В общем, тут выбор – за вами.

Какие беговые лыжи выбрать детям?

На этот счёт есть статья заслуженного мастера спорта России, первого российского чемпиона мира по лыжному ориентированиюИвана Кузьмина "Родителям подрастающих лыжников". Эта статья была написана и опубликована более 10 лет назад, но она и по сей день является хорошей и лаконичной энциклопедией для родителей, озаботившихся покупкой лыж, лыжных палок и лыжных ботинок для своего ребенка. Не случайно эта статья за 10 лет многократно цитировалась и перепечатывалась самыми различными Интернет-изданиями. Пересказывать эту статью нет смысла, лучше ознакомиться с оригиналом.

Как намазать беговые лыжи?

Об этом можно почитать в разделе «лыжные мази». Кроме того, на сайте журнала «Лыжный спорт» опубликована статья-пособие мастера спорта СССР по лыжным гонкам, главного редактора журнала «Лыжный спорт» Ивана Исаева "Как намазать беговые лыжи?" для только-только начинающих делать свои первые шаги на пластиковых лыжах. Разговоры о том, что намазать пластиковые лыжи сложно, не соответствуют действительности. Автор на конкретных примерах доказывает, что простейшего набора из двух-трёх банок мази, синтетической пробки-растирки и пластикового скребка вам хватит в 90 – 95% случаев.

Беговые лыжи - циклевать или парафинить?

Это – один из краеугольных вопросов подготовки беговых лыж к соревнованиям. Суть его заключается в том, какой способ подготовки скользящей поверхности предпочесть – обработку с помощью специальных мазей скольжения (парафинов, эмульсий, порошков, утюгов, фенов и пр.) или с помощью специальной металлической цикли?

Обработка скользящей поверхности беговых лыж с помощью мазей скольжения является более традиционным способом. Во всяком случае, именно такая процедура используется в подавляющем большинстве всеми смазчиками элитных спортсменов. Например, смазчики сборной команды России Юрий Фролин, Виктор Чуркин и Виктор Смирнов однозначно высказываются в пользу традиционных способов подготовки.

Вместе с тем, обработка скользящей поверхности металлической циклей позволяет вскрыть, обнажить свежий слой пластика, который, по некоторым данным, скользит лучше, чем старый. Такую точку зрения исповедует, например, муж и тренер бывшей советской лыжницы, члена сборной СССР, а потом Швеции, чемпионки мира Антонины Ординой– Леонид Кузьмин. Леонид – сын известного спортивного учёного-испытателя советских времен Николая Кузьмина, родной брат первого российского чемпиона мира по лыжному ориентированию Ивана Кузьмина. Живя в Швеции, Леонид наладил производство специальных металлических циклей для циклёвки лыж под собственным брендом.

Также одним из поклонников этого способа подготовки лыж является известный московский лыжник, мастер спорта России Артём Онищенко.

Видимо, следует заметить, что традиционный способ подготовки лыж мазями скольжения является более демократичным, поскольку циклевание лыж требует высокой квалификации циклёвщика. Возможно, ещё и поэтому второй способ пока не нашёл большого распространения среди лыжников. А может быть и просто потому, что производителям инвентаря и материалов для традиционного способа крайне не выгодно распространение достоверной информации об альтернативном способе.

Следует также отметить, что для качественной подготовки лыж традиционным способом необходимо использовать дорогостоящее оборудование и весьма дорогостоящие расходные материалы, кроме того, требуется высокая квалификация смазчика как для подбора мазей, порошков, ускорителей и прочего, так и для правильного их нанесения. Не в пользу традиционного способа и то, что подготовка лыж этим способом требует значительного времени.

rss